Кшиштоф Пендерецкий
Музыку второй половины XX века трудно представить без творчества польского композитора К. Пендерецкого. В нем наглядно отразились противоречия и поиски, хаpaктерные для послевоенной музыки, метания между взаимоисключающими крайностями. Стремление к дерзкому новаторству в области средств выражения и ощущение органической связи с культурной традицией, уходящей в глубь веков, предельное самоограничение в некоторых камерных сочинениях и склонность к монументальным, почти космическим звучаниям вокально-симфонических произведений.
Маленький польский городок Дембица, где родился в семье адвоката 25 ноября 1933 года Кшиштоф Пендерецкий, сохранил многие патриархальные черты, в том числе и домашнее музицирование, уличные праздники, песни и танцы. Отец хорошо играл на скрипке, сына стал обучать на рояле, но Кшиштоф, проявивший с детства необычайную остроту слуха, не полюбил этот инструмент.
В 15 лет Пендерецкий по-настоящему увлекся игрой на скрипке. В небольшой Дембице единственным музыкальным коллективом был городской духовой оркестр. Его руководитель С. Дарляк сыграл важную роль в развитии будущего композитора. В гимназии Кшиштоф организовал собственный оркестр, в котором был и скрипачом, и дирижером. В 1951 году он окончательно решает стать музы кантом и уезжает учиться в Кpaков. Одновременно с занятиями в музыкальной школе Пендерецкий посещает университет, слушает лекции по классической филологии и по философии у Р. Ингардена. Он основательно изучает латынь и греческий, интересуется античной культурой. Занятия теоретическими дисциплинами с Ф. Сколышевским — ярко одаренной личностью, пианистом и композитором, физиком и математиком — привили Пендерецкому умение мыслить самостоятельно. После занятий с ним Пендерецкий поступает в Высшую музыкальную школу Кpaкова в класс композитора А. Малявского.
Педагоги, особенно А. Малявский, дали ему многое, но, самое главное, помогли бережно сохранить и осознать то самобытное, что определяло его талант, — поразительно острое слышание современного звучащего мира во всей его полноте и своеобразии красок.
И не случайно одним из первых сочинений, которое сразу принесло ему мировую славу, стал знаменитый «Трен» — «Памяти жертв Хиросимы» — удивительная звуковая картина огромного эмоционального накала и силы выразительности. Но прежде были настойчивые поиски. Молодой композитор отвергает всяческие запреты, пробует все стили, увлекается музыкой Пьера Булеза, додекафонией, алеаторикой, но всегда остается верен высокому профессиональному мастерству, культурным достижениям прошлого.
И это приносит сенсационный успех в 1959 году проходил конкурс молодых польских композиторов, было назначено три премии. Пендерецкий послал на конкурс (как обычно, под девизами) три своих сочинения. Когда жюри определило три лучших произведения, то оказалось, что все они принадлежат Кшиштофу Пендерецкому!
Но все же «Трен» отличался от предыдущих сочинений собственным стилем, отходом от авангардистских исканий в область глобальных художественных концепций. Это сочинение оказалось схожим со знаменитой картиной П. Пикассо «Герника» своим страстным отрицанием войны, насилия, своим призывом к гуманизму.
Сочинение написано для струнного оркестра. 52 инструмента предельно дифференцированы, заполнена каждая «ячейка» звучащего прострaнcтва, использованы все звуковые и шумовые эффекты. Замысел «Трена» — плача — воссоздание состояний человека, максимально приближенных к ощущениям в минуту атомного взрыва в Хиросиме. Композитор включает слушателей в «звуковое поле» трагедии, мы слышим время, переживаем события, содрогаемся от варварства. Это достигается не только предельным использованием всех выразительных средств, но и мастерски сделанной формой, пробуждающей необходимый круг ассоциаций, включая звукоподражательные.
Ошеломительный взлет творчества, поставивший Пендерецкого в ряд ведущих мастеров мира, был подтвержден новыми художественными открытиями. Он создает партитуру «Измерения времени и тишины» для хора и оркестра, где открывает новые выразительные возможности и человеческого голоса и оркестра. Здесь не только привычное пение, но и разговорные интонации, крик, шепот, свист, скандирование разных согласных звуков и т. д. Он группирует звуки отчасти по принципу сонорики, подчиняя движение этих групп определенному замыслу, воплощение которого зависит от дирижера (элементы алеаторики).
Эти произведения принесли международную известность композитору они исполняются во Франции, Италии, Австрии. На стипендию Союза композиторов Пендерецкий едет в двухмecячную поездку по Италии.
Начинается интенсивная творческая деятельность. Пендерецкий становится постоянным участником международных фестивалей современной музыки в Варшаве, Донауэшингене, Загребе, знакомится со многими музыкантами, издателями. Произведения композитора ошеломляют новизной приемов не только слушателей, но и музыкантов, которые порой не сразу соглашаются разучивать их.
Кроме инструментальных сочинений, Пендерецкий в 1960-е годы пишет музыку для театра и кино, для драматических и кукольных спектаклей. Он работает в Экспериментальной студии Польского радио, создает там свои электронные композиции, в том числе пьесу «Экехейрия» для открытия мюнхенских Олимпийских игр 1972 года. С 1962 года произведения композитора звучат в городах США и Японии. Пендерецкий выступает с лекциями о современной музыке в Дармштадте, Стокгольме, Берлине.
Особо показательна для данного периода творчества Пендерецкого композиция «Флуоресценции» для большого симфонического оркестра. Здесь состав ударных инструментов доведен до тридцати семи, а к ним еще добавлены многочисленные шумы пилка дерева пилой, стук пишущей машинки, шлифовка стекла напильником, вой сирены. Да и обычные инструменты использованы необычно удары древком смычка по корпусу, игра на одних мундштуках духовых инструментов, удары по пистонам и клапанам. Все эти звуковые комплексы делятся, однако, на два четких ряда сама музыка и все, что ассоциируется с ней, и бытовой, урбанистический ряд, как бы реальность, в которую эта музыка погружена, в которой она живет или которую подобный быт подавляет и уничтожает.
«Экспериментальный период» не увел композитора от серьезного искусства в дебри авангардизма, хотя так казалось на первых порах некоторым критикам. Он искал свой самобытный язык, свой стиль и манеру выражения. Через два года он снова поразил критиков своим новым сочинением, ознаменовавшим его зрелость.
Неожиданно для всех Пендерецкий обратился к каноническим церковным жанрам. Первым появилось «Stabat mater» (1962), сочинение, вызвавшее негодование в авангардистских кругах, оно было расценено как отход от современности. Вместо эксперимента — архаика, опора на нидерландскую полифонию, григорианский хорал. И вместе с тем огромный накал экспрессии, динамики, воздействующих на слушателя средств драматургии. Многие восприняли сочинение как религиозное, что актуально в силу ряда исторических причин в современной Польше. Однако это не так. Содержание сочинения гораздо глубже и обобщеннее, как и последующих произведений, связанных с данной сферой, — «Страстей по Луке», «Dies irae», «Положение во гроб», «Воскресение», «Заутреня», «Магнификат».
Сам композитор, отвечая на вопрос о связи его творчества с религией, ответил, имея в виду «Stabat mater» «Были ли в вашей истории, истории советского народа, даже во время войны предатели А сколько миллионов русских, польских, украинских, еврейских матерей стояли в изголовье убитых сыновей Почему эту извечную трагедию нужно связывать только с религией Вот о чем я писал. И когда в хоре раздается вопль толпы, не могут не дрогнуть люди. Перед ними мать у изголовья убитого сына, которого предали».
И следующее сочинение — «Страсти по Луке» (1965) — показало, что идейная концепция композитора не вмещается в прокрустово ложе канонических представлений, религиозной тpaктовки. Произведение состоит из двадцати четырех эпизодов — картин. Пендерецкий отталкивается от жанра средневековых мистерий, где сливалось действие и музыка. Хор не только исполняет свою обычную роль, но и выступает как толпа, наполняющая храм, толпа взволнованная, шепчущая, вскрикивающая, выступающая судьей совершающихся событий. Голоса солиста — баса и чтеца переходят друг в друга, сливаются. Сонорные эффекты создают ощущение гулкого, открытого прострaнcтва площади, стереофоничности, многослойное звукового выражения. Сочинение настолько «театрально», что было неоднократно инсценировано. Обобщенность замысла, его современное звучание подтвердил и композитор «Страсти» — это муки и cмepть Христа, но также и муки и cмepть Освенцима, трагические испытания человечества середины XX века».
В 1966 году композитор едет на фестиваль музыки стран Латинской Америки, в Венесуэлу, и впервые посещает СССР, куда впоследствии приезжает неоднократно в качестве дирижера, исполнителя собственных сочинений. В 1966—1968 годах он ведет композиторский класс в Эссене (ФРГ), в 1969— в Западном Берлине.
В том же году в Гамбурге и Штутгарте ставится новая опера Пендерецкого «Дьяволы из Людена», которая вскоре появляется на сценах 15 городов мира. В 1970 году Пендерецкий завершает одно из самых впечатляющих и эмоциональных своих сочинений — «Заутреню». Обращаясь к текстам и напевам православной службы, автор применяет средства новейшей композиторской техники. Первое исполнение «Заутрени» в Вене (1971) вызвало огромный энтузиазм слушателей, критики и всей музыкальной общественности Европы.
По заказу ООН композитор, пользующийся большим авторитетом во всем мире, создает для ежегодных концертов ООН ораторию «Космогония», построенную на высказываниях философов древности и современности о происхождении вселенной и устройстве мироздания — от Лукреция до Ю. Гагарина. Пендерецкий много занимается педагогикой с 1972 года он ректор кpaковской Высшей музыкальной школы, одновременно ведет класс композиции в Йельском университете (США).
К двухсотлетию США композитор пишет оперу «Потерянный рай» по поэме Дж. Мильтона. Из других крупных сочинений 1970-х годов можно выделить Первую симфонию (1973), ораториальные сочинения «Магнификат» (1974) и «Песнь песней Соломона» (1973).
И все же скрипач остается скрипачом! После всех громких и новаторских сочинений Пендерецкий пишет свой Скрипичный концерт (1977), используя во многом традиционную технику композиции, обычные выразительные средства, но достигая при этом огромного эмоционального воздействия. Музыка концерта в лучшем смысле слова традиционна, понятна массовому слушателю.
В 1980 году композитор пишет Вторую симфонию и «Те Deum». В последние годы Пендерецкий много концертирует, занимается со студентами-композиторами из разных стран. В своем классе он предельно строг никаких экспериментов, никаких новшеств, пока студент не овладел в совершенстве профессиональными навыками, теми традициями, которые оставлены прошлыми мастерами.
В Штутгарте (1979) и Кpaкове (1980) проходят фестивали его музыки, а в местечке Люславицы Пендерецкий сам организует международный фестиваль камерной музыки молодых композиторов. Контрастность, зримость музыки Пендерецкого объясняет его постоянный интерес к музыкальному театру. Третья опера композитора, «Черная маска» (1986) по пьесе Г. Гауптмана, соединяет нервную экспрессивность с элементами ораториальности, психологическую точность и глубину вневременной проблематики. «Я писал «Черную маску» так, как будто это мое последнее сочинение, — сказал Пендерецкий в одном из интервью. — Для себя я решил завершить период увлечения поздним романтизмом».
Композитор находится сейчас в зените всемирной славы, являясь одним из самых авторитетных музыкальных деятелей. Его музыка звучит на разных континентах в исполнении самых известных артистов, оркестров, театров, захватывая многотысячную аудиторию.
САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ НА САЙТЕ:
Теория музыки | Ноты для детей |
Музыка для подростка | Классическая музыка для дошкольников |
История музыки | Французские композиторы |
Музыкальные упражнения для детей | Музыкальные инструменты |
Великие композиторы Германии и Австрии | Классическая музыка для малышей |
Музыка для детей | Музыкальные направления |
Музыкальное произведение | Интересные музыкальные факты |
Скачать бесплатно Музыку для детей |
«Принято решение, что в Московской областной филармонии вводится должность художественного руководителя, и на эту должность приглашен и свое согласие дал Максим Исаакович Дунаевский...
17 04 2024 20:46:42
Под композитором в нашем современном обществе понимается автор, творящий, а именно создающий и пишущий музыкальные произведения, которые впоследствии воспроизводятся как самим творцом, так и просто исполнителями...
15 04 2024 1:56:46
Начиная с языческих времен их использовали как магические инструменты для вызывания в летнюю жару ветра и дождя...
14 04 2024 20:17:22
Предсказания астролога Павла Глобы на 2019 год. Как изменится ситуация в мире. Чего ожидать жителям России. Тенденции, подсказанные звездами....
12 04 2024 14:40:50
К чему снится взрыв собственного или чужого дома, пыль, дым, обрушение здания и пожар на моих глазах во сне. Сонник о взорванном здании....
11 04 2024 10:36:35
Духовые инструменты бывают разного размера, а также выдают различные звуки...
09 04 2024 21:47:30
Записываем палочками каждый слог песенки, длинные слоги — длинные палочки, короткие слоги — палочки соединяем вместе...
08 04 2024 13:49:43
Об этом сообщили в пресс-службе звукозаписывающей компании...
07 04 2024 23:13:10
В этой рубрике я буду публиковать материалы для работы с детьми средствами арт-терапии...
06 04 2024 14:40:29
А самым ярким способом отдохнуть в интернет по праву считаются онлайн-игры...
05 04 2024 8:36:18
Об открывающемся сегодня в Коктебеле фестивале рассказали генеральный директор МИА «Россия Сегодня» Дмитрий Кисилев, арт-директор фестиваля Сергeй Головня, гендиректор ООО «Красный квадрат» Алексей Кисин и директор фестиваля Михаил Иконников...
04 04 2024 19:51:26
Покров Пресвятой Богородицы: что можно делать, а что нельзя. Приметы на погоду, на свадьбу. Молитва о замужестве и обретении половинки....
03 04 2024 15:51:51
Игровое кaзинo Адмирал является ярким примером успешной и профессиональной деятельности...
02 04 2024 12:47:35
Светает. Пролетела яркая бабочка, запрыгал в траве кузнечик. На зелёной траве, недалеко от дома кота Леопольда, лежат два мышонка: белый и серый, глаза закрыты — спят, прелестные мышиные сны видят. На гoлые пятки мышат упали первые лучи солнца. Неожиданно тишину разорвал резкий звон будильника, доносившийся из дома кота Леопольда. Вскочили мышата как ошпаренные....
01 04 2024 3:39:49
Так что вьетнамец вьетнамцу – рознь...
31 03 2024 14:53:40
« С местными жителями мы договорились о размещении 10 стендов для художников и 10 стендов для букинистов, — рассказал глава Департамента торговли и услуг города Москвы Алексей Немерюк...
30 03 2024 6:36:38
Зеркальная дата 12 декабря 2020: что будет и что нужно делать. Как загадать желание, чтобыисполнилось на 100%. Что нельзяделать 12 декабря....
29 03 2024 6:44:29
«Пробужденная радость» – совместная работа Вячеслава Бутусова и Екатерины Мечетиной, премьера которой состоялась в Санкт-Петербурге в октябре 2019 года...
28 03 2024 7:51:38
При всем этом, все заведения связанные с музыкой, различные центры и Д К либо не разрабатывают программ для привлечения, либо разрабатывают, но не эффективно...
27 03 2024 12:43:47
Поэтому каждый пользователь должен чётко представлять к каким играм следует подходить только по достижению определённого опыта...
26 03 2024 14:22:24
Здесь не так то все просто, потому что существует довольно большое количество документов и сведений о возникновении инструмента...
25 03 2024 9:27:39
Польская классическая музыка в значительной степени сформировалась под влиянием традиции романтизма...
24 03 2024 21:31:42
23 03 2024 8:27:50
Романсами называют небольшие вокальные сочинения, они представляют собой стихотворение, положенное на музыку, это музыкально-поэтическое произведение для вокала и инструментов...
22 03 2024 10:58:58
Поклонники музыки нередко просят музыкантов, кроме своих композиций, исполнить известные хиты...
21 03 2024 14:12:42
Крокодил Гена берет дело в свои руки Кто и что подарил Чебурашке...
20 03 2024 0:39:13
Насосы Н М Ш получили свое название от двух прямозубых шестеренок, которые в качестве ведущего и ведомого роторов через подшипники присоединяются к валу...
19 03 2024 22:51:29
Ранее действовавший отдельно сервис музыки Zvooq теперь можно услышать в Facebook, так как этот сервис внедрился в социальную сеть и теперь составляет музыкальную часть инфраструктуры сети...
18 03 2024 19:32:49
Но мы давайте посмотрим, как практиковать заговоры и обряды на Пасху на деньги. Даже те люди, что особенно не увлекаются религией и историей, понимают, что это очень большой праздник....
17 03 2024 5:57:24
Песня написана Адрианом Смитом – гитаристом и лид-вокалистов британской группы, пишет Apelzin...
16 03 2024 21:26:49
Это связано с тем, что здания в таких регионах подвержены разного типа нагрузкам, которые им необходимо выдержать...
14 03 2024 6:55:35
Даже имена у них были похожи. Звали поросят: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Все лето они кувыркались в зеленой траве, грелись на солнышке,...
13 03 2024 18:24:34
Как правильно читать заговор на быстрые деньги. Все тонкости мгновенного магического обогащения. Обряд магии на быстрые доход работает уже через сутки....
12 03 2024 22:28:50
И не ясно прохожим В этот день непогожий, Отчего я веселый такой...
11 03 2024 17:45:34
Звуковые эффекты в теле, радио передачах, фильмах, рекламных роликах помогают человеку погрузиться в нужную обстановку, чтобы почувствовать себя не оторванным зрителем, а хоть чуть-чуть принимающим участие в происходящих событиях...
10 03 2024 10:32:11
Techno) — стиль электронной музыки, зародившийся в середине 1980-х годов в Детройте и его окрестностях и впоследствии подхваченный европейскими продюсерами...
09 03 2024 8:54:26
Совсем недавно появилось такое понятие, как электронная музыкa, когда одну композицию из заранее записанных звуков различных инструментов, может создать всего один человек...
08 03 2024 21:19:50
— Колобок, колобок, я тебя съем! — Не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою: я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, от тебя, зайца, не хитро уйти!...
07 03 2024 16:24:11
К чему снятся ягоды красного цвета девушке, женщине, мужчине. Кушать красную ягодку, собирать, наблюдать. Толкования приснившейся клубники, малины, кизила, брусники....
06 03 2024 6:20:44
Основателем и идеологом фестиваля выступает лидер группы A’Studio, пианист, композитор, аранжировщик Байгали Серкебаев...
05 03 2024 0:10:37
Всем необходимо знать признаки порчи на человеке. Это поможет быстро и эффективно купировать проблемы, сохранить здоровье, нервы, а порой, жизнь....
04 03 2024 7:15:11
Так было и в этом году: многие новые певцы "появились" из проектов "Голос" и "Главная сцена"...
03 03 2024 21:38:19
Это следует из отчета Международной федерации издателей музыки...
02 03 2024 2:22:58
Скандалы, откровения, признания в любви к джазу, открытия — расскажем обо всем...
01 03 2024 7:48:30
Какая мелодия звучит из вашего мобильника? Трогательная песенка мамонтенка, тяжелый гитарный риф, а может, звуки джунглей? Психологи утверждают, что тот или иной тип звонка — это весьма важная деталь нашего образа, к выбору которой мы подходим весьма трепетно...
29 02 2024 8:51:36
Как самостоятельно определить сглаз, порчу, проклятие на себе или близком человеке. Способы диагностики яйцом, водой, солью. Методы снятия....
28 02 2024 2:32:47
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 ::