Музыка и мозг ребенка > Мракобесие и джаз
Мракобесие и джаз    

Музыка и мозг ребенка

Музыка и мозг ребенка

Продолжаем публикацию статей к.п.н. Алисы Самбурской.

Как утверждают многочисленные исследования, использование музыки в качестве дополнительного сенсорного притока значительно улучшает функции речи у детей дошкольного возраста.

Любая деятельность, в частности, интеллектуальная, обеспечивается функциональной работой мозга, связанной с восприятием и переработкой информации.

Одним из парадоксов нашего времени является то, что функциональные возможности человеческого организма остаются неизменными с древних времен, а знать и уметь надо несоизмеримо больше, чем раньше. Этим объясняется наметившаяся в современной педагогике тенденция к более раннему интенсивному обучению – в педагогической пpaктике широко применяются методики раннего развития; в более раннем возрасте, чем прежде начинается и школьное обучение.

И, действительно, по мнению многих физиологов, психологов, педагогов (Л.С.Выготский, Г.Доман, Н.А.Зайцев, М.Ибука, А.Н.Леонтьев, Г.Ю.Маляренко, Р.С.Немов, Б.П.Никитин, Ж.Пиаже, и др.) именно возраст до семи лет является периодом становления личности ребенка и его хаpaктера; периодом, когда закладывается интеллектуальная база, на основе которой в последующем будет развиваться умственная деятельность человека; периодом активного роста и развития мозга и межнейронных связей.

Формирование мозговых структур и межнейронных соединений обусловлено воздействием на систему органов чувств человека различных сенсорных потоков, ведь развитие ребенка происходит не только по генетической программе. А.В.Запорожец подчеркивал, что социальная среда – это не просто необходимые условия, а подлинный источник развития ребенка. Эта мысль лежит и в основе современных теорий раннего интеллектуального развития человека (Г.Доман, М.Ибука, Ш.Сузуки, М.Монтессори, М.Л.Лазарев, Н.Зайцев и другие).

По мнению некоторых ученых, человеческое существо, развивающееся с момента рождения в условиях полного отсутствия сигналов из внешнего мира (сенсорного притока), было бы полностью лишено психических функций (Х.Дельгадо). Сенсорный приток оказывает оптимальное воздействие, когда попадает в сензитивные периоды развития психических функций, т.е. периоды особой чувствительности определенных функций к внешним воздействиям.

Нервная система ребенка дошкольного возраста чрезвычайно пластична и чувствительна к внешним воздействиям (Д.А.Фарбер). Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире (Л.А.Венгер, Р.С.Немов и другие).

Как утверждают многочисленные исследования, использование музыки в качестве дополнительного сенсорного притока значительно улучшает функции речи у детей дошкольного возраста (C.Hoskins 1988), улучшает запоминание ключевых фраз и облегчает усвоение информации дошкольниками (C.W.Park, S.M.Yong 1986).

Под воздействием музыки происходит улучшение кратковременной вербальной памяти, лучше запоминаются цвета, названия геометрических форм, чисел, картинок (S.Rosenberg 1993, M.Spighhiger 1995). По данным Н.Н.Брагиной, Т.А.Доброхотовой и Л.П.Новицкой, музыка способствует облегчению зрительного восприятия. Подтверждено, что музыка снижает психоэмоциональное напряжение, способствует фокусировке внимания, а также вовлечению детей в деятельность, что помогает им достичь цели в овладении различными навыками (D.L.Nelson, A.A.Darrow, K.Aldridge).

В последнее время появилось огромное количество дошкольных детских заведений, гимназий, прогимназий, лицеев и т.д., в которых маленьких детей обучают чтению, письму и математике. Но, как правило, обучают там, используя технологии школьного обучения. Сидение за партами, письмо в прописях, домашние задания. Зачастую не учитываются психофизиологические особенности данного возраста: ведущий вид деятельности – игра, преимущественно наглядно-образное мышление, неустойчивость психических процессов, повышенная эмоциональность, непроизвольность внимания – детьми запоминается только та информация, которая вызывает непосредственный интерес, недостаточная сформированность опopно-двигательного аппарата.

Вследствие увеличения учебных нагрузок возникают проблемы валеологического хаpaктера — стрессы, повышенное состояние тревожности, утомление, ухудшение детского здоровья в целом. По данным психофизиологов (Т.М.Марютина, О.Ю.Ермолаев, А.Л.Сиротюк), в период формирования мозга (до 7-9 лет) вклад правого полушария в обеспечение психологического функционирования превышает вклад левого полушария, познавательная деятельность детей в возрасте до 7 лет имеет непосредственный, целостный и образный хаpaктер.

Но, к сожалению, методы преподавания, которые превалируют в школьной системе и зачастую переносятся в процесс обучения дошкольников, в основном ориентированы на левополушарное восприятие. Это влечет за собой проблему мотивации – дети теряют природный интерес к учению уже в раннем возрасте и не приобретают его в школе. Все эти проблемы не только неизбежно снижают эффективность учебных процессов, но и пагубно сказываются на физическом и психическом здоровье детей.
Таким образом, современная жизнь требует таких педагогических технологий, которые должны, с одной стороны, обеспечить детям качественные глубокие знания, создавая интеллектуальную базу для последующего обучения, а с другой стороны, ориентироваться на физическое, психическое, духовное здоровье ребенка и учитывать психофизиологические особенности каждого возраста.

В связи с этим особый интерес представляют возможности музыкального искусства. Начиная с древних времен, наука накопила об этом огромное количество сведений. Выделяется три основных направления музыкального влияния на организм человека: 1. на физическое тело 2. на духовную сущность человека 3. на интеллект.

Проблему влияний музыкального искусства на человека рассматривали в своих работах философы (Пифагор, Платон, Аристотель, Б.Спиноза, Ж.Ж.Руссо, Г.Ф.Гегель, А.Шопенгауэр, А.Белый, Б.Т.Лихачев, М.Ш.Бонфельд и др.), психологи и нейрофизиологи (Г.Гельмгольц, И.Догель, В.М.Бехтерев, В.Леви, Е.В.Назайкинский, А.Н.Леонтьев, С.Н.Беляева-Экземплярская, Б.А.Вяткин, Л.Я.Дорфман, И.А.Вартанян, А.Л. Готсдинер, В.Н.Мясищев, В.И.Петрушин, Л.А.Джалагония, А.А.Калашников, О.В.Лаврова, Г.Ю.Маляренко, М.В.Хватова, М.Л.Лазарев, K.Lehtonen, X.Leng, G.Shaw, F.Rausher, S.Trehub, N.M.Weinberger и др.), педагоги и музыканты (Я.А. Коменский, К.Орф, В.Вюнш, Ш.Сузуки, В.Г.Граф, Д.К.Кирнарская, Л.В.Куриленко и др.), медики (Гиппократ, Б.Петровский, З.Майорова, Е.И.Громов, А.А.Коротаев, В.Николаев, С.С.Юдин, В.А.Лебедев, В.Б.Полякова и др.).

Но, несмотря на широкий круг исследований, до сих пор приоритет в вопросах изучения возможностей и функций музыки принадлежал психологии, физиологии, биологии. В педагогической литературе нам удалось встретить лишь некоторое количество исследований по данной теме.

Как правило, во всех этих работах речь идет о восприятии музыки. Однако, огромное значение для оптимизаций функций мозга и развития учебных навыков имеет не только процесс восприятия музыки, но и другие виды музыкальной деятельности – пение (в том числе сольфеджио), музыкально-теоретическая деятельность, музыкальный анализ, игра на музыкальных инструментах, движение под музыку, музыкальное творчество.

Большое количество медицинских и психологических исследований подтверждает положительное воздействие музыкальной деятельности на функции дыхания и кровообращения, на уровень имунных процессов, работу мозга и взаимодействие полушарий, умственную работоспособность, психомоторику, развитие речи, вычислительные навыки; доказано, что в результате музыкального воздействия повышается чувствительность не только слуховых, но и зрительных анализаторов, улучшаются психические процессы внимания, восприятия, запоминания, регулируются обменные процессы, снижается уровень тревожности.

В древности выделяли три направления влияния музыки на человеческий организм: 1) на дyховнyю сyщность человека; 2) на интеллект; 3) на физическое тело.

В тpaктате Кассеодора Сенатора «О музыке» читаем: «Музыка — наука о гармонии. Когда же мы совершаем несправедливость, то не сохраняем музыку. Таким же образом небо, земля и все, что движется в них всевышним повелением, не существует без науки музыки. Пифагор свидетельствует, что «этот мир основан посредством музыки и может управляться ею».

Все древнейшие учения земных цивилизаций содержат в себе подобные утверждения и накопленный тысячелетиями опыт воздействия музыки на животных, растения и человека. История сохранила сведения о том, что многие исторические личности пользовались приемами музыкотерапии.

Как гласит предание, цаpь Давид своей игpой на аpфе вылечил от депpессии цаpя Саyла, а также спас его от нечистых дyхов. Эскyлап лечил pадикyлит гpомкими звyками тpyбы, однажды он своей мyзыкой возвpатил безyмномy благоpазyмие. К мyзыке, как к спасительнице, обpащались ветхозаветный мyзыкант Имхотеп, египетский жpец Шебyт-м-Мyт. В III в. до н.э. в Паpфянском цаpстве был выстpоен специальный мyзыкально-медицинский центp. Здесь музыкой лечили от тоски и душевных пеpеживаний.

В Древней Греции музыкальному искусству отводилась главенствующая роль в воспитании. Пифагор считал, что музыка, как проявление космической гармонии, может создавать у человека такой же внутренний порядок и гармонию, как в космосе. Наиболее выдающийся вклад в историю музыкальной педагогики внес Платон. Он заложил основы философии музыкального воспитания и образования. Как известно, греческая Paideia была не просто воспитанием и образованием, но введением в культурную жизнь общества. Целью ее греки считали калокагатию, то есть культивирование личности прекрасной и хорошей.

Лучшие традиции этой Paideia нашли блестящее воплощение в платоновской Paideia вообще и музыкальной, в частности. Созданная им музыкальная Paideia – замечательный, первый в истории образец целостной философской системы непрерывного музыкального воспитания и образования.

Формирование и эволюция взглядов Платона совпали с одним из переломных периодов в истории древнегреческого государства, связанного с началом распада полиса. Платон, как представитель афинской знати, был глубоко обеспокоен происходящими в обществе негативными процессами и неустанно размышлял о том, каким путем может произойти улучшение нравов и всего государственного устройства.

Как известно, результатом поисков философа стали два знаменитых проекта идеального государства – «Государство» и «Законы». Одним из главных условий осуществления идеального государственного устройства философ считал правильное воспитание граждан, основу которого составляло воспитание посредством мусического искусства [188]. Как один из главных компонентов воспитательной программы Платона музыка фигурирует в двух ипостасях.

Во-первых, музыка является наряду с поэзией и орхестикой элементом мусического искусства.

Во-вторых, она имеет теоретический аспект, предмет ее – выяснение того, «какие числа созвучны, а какие — нет, что чрезвычайно полезно для исследования красоты и блага». Музыка как живое искусство звуков помещена Платоном в мир земного бытия, а во втором случае она приближена к вечному и истинному бытию идей.

Фундаментальным понятием музыкально-педагогической концепции Платона является гармония. По мнению философа, слышимая гармония, заключенная в произведениях мусического искусства, водворяет гармонию в души людей, а, значит, делает их добродетельными. Созерцание гармонии в движении звуков, небесных тел поворачивает душу к познанию добра.

Таким образом, гармония, являясь свойством музыки как искусства и музыки как науки, объединяет их, и, следовательно, две ступени платоновской музыкальной Paideia в единую целостную концепцию [178].

Для античности показательна глубокая связь музыки с медициной. Уже в те времена хорошо были известны лечебные свойства музыки. Великий Аристотель подчеркивал не только педагогическое, но и терапевтическое значение музыки, считая, что музыка через катарсис снимает тяжелые психические переживания.

Гиппократ использовал в своей медицинской пpaктике воздействие музыкой на больных. Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения (наряду с диетой, запахами и смехом) и сильнейшим средством профилактики нервно-психических расстройств [6].
В XVI веке музыка впервые стала применяться во время хирургических операций. Шекспир в трагедии Ромео и Джульетта» говорит устами своего героя: «Лишь музыки серебряные звуки снимают, как рукой, мою печаль».

В XIX веке ученый И.Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как y животных, так и y человека [64, 65]. Согласно наблюдениям известного русского хирурга академика Б.Петровского, под воздействием музыки человеческий организм начинает работать более гармонично, и поэтому он обязательно использовал музыку во время сложных операций.

Итак, Вселенная звучит, но привычный человеческий слух не улавливает небесных звучаний. Их воспроизводит музыка — отражение космической гармонии. Человек, как часть Вселенной, настраиваясь посредством прекрасных мелодий на гармонические звучания Космоса, обретает духовные силы и физическое здоровье. Так утверждают древние тpaктаты. К этому пониманию музыки постепенно приходит и современная наука. Начиная с XIX в. она накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека и живые организмы, полученных в результате экспериментальных исследований.

К XX веку постепенно стали накапливаться наyчные данные, подтвеpждающие знания дpевних о том, что мyзыка — мощнейший источник энеpгий, влияющих на человека. Эксперименты велись в нескольких направлениях: 1.влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы; 2. влияние музыки великих гениев человечества; 3. индивидуальное воздействие отдельных произведений композиторов; 4. воздействие на организм человека традиционных народных направлений в музыке, а также современных направлений.

В XX веке интерес к влиянию музыки на формирование духовного мира и на психику человека резко возрос во всем мире. Все больше медиков, психологов и педагогов старалось донести до людей важность музыкального образования для культурной жизни в целом.

Благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать твердо установленными следующие факты: музыка оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови, а также повышает и понижает мышечный тонус и стимулирует появление эмоций.

Ведущим видом музыкальной деятельности является восприятие музыки, поскольку оно сопутствует всем остальным. Музыкальное восприятие – сложный творческий процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание.

Музыкальное звучание воспринимается как процесс, во время которого сменяются и взаимодействуют различные образы, происходят подъемы и спады, противопоставления, трaнcформации, смены динамики и статики, напряжения и покоя.

Именно это процессуальное развитие делает возможным передачу различного идейного содержания, придает музыке силу воздействия, превращает восприятие музыки в подлинно художественное переживание. Слушая музыку, ребенок «вживается» в музыкальные образы, которые пробуждают ассоциации, почерпнутые из его личной жизни.
Важно то, что восприятие музыки может происходить как на сознательном уровне (как правило, дети фиксируют свое внимание на какой-либо одной стороне музыкального образа – ритме, тембре, динамике, ладе и т.д.), так и на подсознательном уровне, так как анализ частотно-временных соотношений акустических сигналов осуществляется при обеих формах восприятия [224].

Таким образом, восприятие музыки может быть активным (сознательным) или пассивным (бессознательным). Большое внимание к вопросам бессознательного восприятия музыки детьми уделяла в своих работах А.В.Торопова, ею доказано, что даже бессознательное восприятие музыки оказывает довольно положительный эффект на интеллектуальную деятельность детей.

Г.Ю.Маляренко, М.В.Хватова (1993-1996г.) утверждают, что даже пассивное, регулярное восприятие детьми специально подобранной музыки активизирует зрительное восприятие, улучшает внимание, кратковременную память, а также повышает показатели вербального и невербального интеллекта [144, 232].

Следует учесть, что ребенку доступно почувствовать не только музыкальное настроение, но и, вопреки мнению взрослых, идею произведения. Строй адекватных мыслей и чувств, понимание идеи возникают у слушателя благодаря активизации его музыкального мышления. Приемами такой активизации могут быть различные задания и целевые установки перед прослушиванием, вокализация, «подыгрывание» на простейших музыкальных инструментах и т.д.
Влияние музыкальной деятельности на интеллект.

Возникшая в эволюции функциональная асимметрия мозга позволила более экономно использовать прострaнcтво для обработки информации, избегая дубликата функций. В процессе эволюции произошло не только количественное накопление элементов асимметрии, но и качественный скачок – развитие глубокой специализации функций левого и правого полушарий.

Исследуя причины возникновения трудностей в процессе обучения, психологи выделяют, среди прочих, следующие: в процессе развития мозговых структур не развиты необходимые межполушарные и внутриполушарные связи; предлагаемые методики обучения не соответствуют типу мышления, пoлoвым особенностям познавательных процессов; предъявляемые ребенку требования могут не совпадать по времени со стадией функционального развития мозга, опережая его возрастную готовность к выполнению поставленных задач.

В связи с этим представляют большой интерес результаты исследований в области влияния музыки на умственную деятельность детей и на функции мозга, которые отражены в работах таких ученых, как Полякова В.Б (1965-1969), А.Л.Готсдинер (1975), Т.К.Метельницкая (1977), Л.П.Трегубова (1977), В.Ф.Коновалов, Н.А.Отмахова (1983), А.В.Торопова (1995), О.В.Лаврова (1996), Г.Ю.Маляренко, М.В.Хватова (1993- 1996), M.Critchley, R.Henson (1987), N. M.Weinberger (1999) и др.
Головной мозг человека является самым сложным образованием Вселенной. Он содержит около триллиона клеток, из которых 100 миллиардов — нейроны, каждый из которых связан с тысячами других. Формирующиеся в процессе развития мозга межнейрональные комплексы и межцентральные связи лежат в основе его интеграции. По мере созревания мозга степень устойчивости его интеграции нарастает. Лишь при этом условии он способен к обучению и формированию высших психических функций.

Деятельность полушарий является взаимодополнительной, отражая неравномерность распределения функций между двумя различными системами мозгового кодирования. Правое полушарие в большей степени обладает континуальными функциями, т.е. кодирует «целостность», а левое – дискретными функциями, т.е. кодирует существенные признаки целого.

Поскольку восприятие музыки обеспечивается обоими полушариями, каждое из которых регулирует различные функции, цельное впечатление от музыки обеспечивается интеграцией специализированных когнитивных и эмоциональных процессов, протекающих в обоих полушариях. Музыкальная деятельность вызывает усиление межцентрального и межполушарного взаимодействия, т.е. интеграцию мозга. Причем восприятие музыки может происходить как на сознательном, так и на подсознательном уровне, так как анализ частотно-временных соотношений акустических сигналов осуществляется при обеих формах восприятия.

Т.П.Хризман (1991) также было установлено, что при восприятии музыки в коре головного мозга возникает сложная функциональная система фокусов взаимосвязанной активности не только в сенсорных (слуховых), но и в ассоциативных лобных отделах коры. Музыка перестраивает хаpaктер внутриполушарных и межполушарных отношений [235]. В результате проведенных экспериментов у всех детей в момент прослушивания музыки отмечались:
• более высокий уровень всех межцентральных связей по сравнению с фоном;
• более сильные межполушарные взаимодействия в передних отделах коры по сравнению с задними отделами, особенно в левом полушарии;
• большее число межполушарных асимметричных связей.

В работах Г.Ю.Маляренко, М.В.Хватовой (1993-1996 г.) показано, что регулярное восприятие детьми специально подобранной музыки улучшает кратковременную память, а также повышает показатели вербального и невербального интеллекта.

В результате музыкального воздействия повышается чувствительность не только слухового, но и зрительного анализаторов, в целом оптимизируются функции мозга, улучшается регуляция произвольных движений, ускоряется переработка информации, повышается умственная работоспособность. М.В.Хватовой было также выявлено, что обогащенная с помощью музыки сенсорная среда пребывания детей повышает устойчивость биоэлектрической активности мозга к весенним астенизирующим влияниям и способствует сохранению достаточно высокого уровня функционального состояния центральной нервной системы у детей в течение года. Пролонгированное акустическое сенсорное воздействие в виде фрагментов специально подобранной музыки активирует созревание подкорковых структур и совершенствование регуляторных механизмов хронотропной деятельности сердца.

В целом улучшаются психофизиологические хаpaктеристики мозга, а значит — повышается способность мозга к обучению.

В 90-е годы весьма широкое распространение получило открытие так называемого «Моцарт-эффекта», которое заключается в том, что кратковременное прослушивание музыки Моцарта повышает показатели интеллекта.

Открытие разносилось средствами массовой информации, производя сенсационный фурор. Однако значение «Моцарт-эффекта» преувеличено. Сами авторы исследования – ученые Калифорнийского университета в Ирвине Фрэнсис Раушер и Гордон Шоу — сначала сообщили в 1993 году, что 10 минут слушания сонаты Моцарта для двух фортепиано увеличили способность студентов колледжа решать прострaнcтвенно-временные проблемы. Ф.Раушер и Г.Шоу определенно указали, что результат продолжался только 10-15 минут и работал только для прострaнcтвенно-временных задач, но не для других аспектов интеллектуальной деятельности.

По мнению английского ученого Н.М. Вайнбергера, вера в долговременный эффект от музыки Моцарта на интеллектуальную деятельность возникла «в результате упрощенных сообщений в носителях, которые объединены общей тенденцией получать значительное превосходство умственных процессов, не расходуя при этом лишних усилий».

Моцарт-эффект более важен для исследователей, чем для любых пpaктических приложений. Долговременные «интеллектуальные выгоды» от музыки оптимальнее получать интенсивным изучением музыки и пpaктической музыкальной деятельностью.
Тем не менее, благодаря Моцарт-эффекту, интерес к вопросам влияния музыки на мозг человека и интеллектуальную деятельность резко возрос во всем мире.

Этот интерес теперь должен быть поддержан, привлекая внимание ко многим другим аспектам влияния музыки на человеческое мышление и поведение; а также стимулировать потребности общества в большем количестве исследований относительно музыкальных воздействий на человека.

В конце XX века американским ученым удалось выявить путем сканирования мозга, как годы музыкальной пpaктики изменяют мозг музыкантов. Так, было показано, что мозг музыкантов в определенных зонах имеет гораздо больше нервных клеток. Профессор Готтфред Шлауг обследовал профессиональных музыкантов и 15 человек, не имеющих к музыке никакого отношения. Обе группы состояли только из мужчин. У музыкантов 4 зоны мозга содержали большее количество серого вещества, чем мозг не-музыкантов. Все 4 зоны связаны с музыкальными способностями.

Однако профессор убежден, что необходимы дополнительные исследования, чтобы окончательно разобраться, как же происходит перестройка мозговой ткани в соответствии с профессиональной деятельностью. Альтернативным объяснением полученного факта может быть то, что эти люди родились с таким мозгом, что и «сделало» их талантливыми музыкантами. Однако эксперименты на животных показали, что мозг действительно может перестраиваться в соответствии с повторяющейся деятельностью. (К такому же результату пришли исследователи, которые изучали мозг водителей такси. Оказалось, что мозг водителей имеет гораздо больший гиппокамп в сравнении с другими людьми. Именно эта часть мозга связывается с навигационными задачами). Результаты исследования мозга музыкантов были доложены на American Academy of Neurology Annual meeting.

Профессор Чеффилдского Университета Кэйти Овери сформулировала аспекты так называемых «интеллектуальных выгод» от музыки. Как сообщается в журнале «NORDIC JOURNAL OF MUSIC THERAPY» (выпуск 1, Зима 2000г.), ею были определены побочные интеллектуальные эффекты, возникающие в результате музыкальных влияний, такие как:
1. повышение уровня читательских навыков
2. повышение уровня речевых навыков
3. улучшение навыков, необходимых для решения прострaнcтвенных и временных задач
4. улучшение вербальных и счетно-арифметических способностей
5. улучшение концентрации внимания
6. улучшение памяти
7. улучшение моторной координации.

Мария Спайхигер из Университета Фрайбоург (Швейцария) в одном из своих выступлений говорит: «Никто не спрашивает, могут ли занятия математикой или языками совершенствовать процессы мышления, так как ответ очевиден – «да». Я продолжаю утверждать, что это также верно и для занятий музыкой». М.Спайхигер является автором исследования, которое показало, что те дети, которые учились по программе, в которой музыкальное обучение было расширено за счет уроков математики и языка, показали лучшие знания в языке и чтении и не хуже в математике, чем те, кто потратил большее количество времени на эти предметы без дополнительного музыкального воздействия.
Также М.Спайхигер представила ряд положений относительно музыкального эффекта перемещения.

Следует уточнить, что «эффектом перемещения» или «перемещением обученности» называют усовершенствование одной познавательной способности или моторного навыка за счет предшествующего изучения или пpaктики в другой области. Обычный пример перемещения моторного навыка — то, что умение ездить на велосипеде значительно облегчает процесс обучения катанию на коньках или другое действие, которое требует умения поддерживать равновесие при движении. Спайхигер указала, что эффекты перемещения между музыкой и учебными предметами наиболее вероятны, поскольку, как и множество других известных эффектов перемещения, основаны на подобиях между умственными и эмоциональными действиями [279].

Музыкальное сопровождение нормализует хаpaктер изменения общих активационных процессов, происходящих в связи с обучением. Оно как бы усредняет тип реагирования, ослабляя его в случае избыточности и усиливая при недостаточности. Эти крайние формы реагирования под влиянием музыки сглаживаются, что может быть оценено как положительное для оптимизации процесса обучения [33, 47, 86, 225].

Экспериментальные факты свидетельствуют: в случаях решения той или иной познавательной задачи изменяется содержание и эмоционального состояния, и собственно интеллектуального процесса. Так, по данным И.М.Трахтенберга и С.М.Рашмана, положительные эмоции увеличивают работоспособность на 20-40%. Трахтенберг, воздействуя с помощью музыки на эмоциональное состояние обучающегося устранял напряжение, нерешительность, мнительность, упадки настроения, усталость и т.д. Н.В.Шутова использовала музыкальное воздействие на обучающегося как психологическое средство оптимизации его труда. Ею было доказано, что положительные эмоции, вызванные музыкой, увеличивают мотивацию, активизируют деятельность преподавателей и обучающихся, стимулируют познавательный процесс.

Музыка может выступать как метод стимуляции, который направлен на пробуждение интереса к излагаемому материалу, удивлению, любопытству. Л.Н.Трегубова отмечает, что использование музыкального сопровождения на школьном уроке способствует сосредоточенности, дает положительный эффект [225]. Исследование В.П.Петрушина показывает, что инструментальная музыка разного хаpaктера стимулирует воображение слушателей и способствует созданию перспективных рассказов [182].

Венгерский педагог Золтан Кодай в 1951 г. создал первую школу с расширенным преподаванием музыки. В его школах резко возросла успеваемость по сравнению с другими школами, — и это, несмотря на то, что объем преподавания других предметов пришлось сократить в пользу уроков музыки. Этот эксперимент был повторен в Швейцарии (1988-1991) и также выявил положительные результаты. Итоги этого эксперимента зафиксированы в работе Э.В.Вебера «Музыка делает школу». Автор книги «Формирование человека посредством музыки» В.Вюнш рассматривает музыку в качестве центрального предмета преподавания, который формирует человека и позволяет ему набирать духовный опыт.

Американские исследователи X.Leng, G. Shaw считают, что мозг человека с момента рождения способен к восприятию музыки, и она является своего рода предъязыком, ими продемонстрирована польза музыкального обучения с раннего детства и даже грудного возраста для тренировки некоторых специфических высших когнитивных функций.

Ранний музыкальный опыт, а также музыкальная деятельность (пение, движение под музыку, музицирование, слушание музыки и т.д.) открывают доступ к врожденным механизмам, ответственным за восприятие, понимание музыки и расширяет использование этих механизмов для образования других высших функций мозга.

Но всегда ли влияние музыки на человеческий организм является положительным?
В последние десятилетия уходящего века появилось множество музыкальных направлений и многие из них, отмечают исследователи, действуют разрушительно на живые организмы. Если классическая музыка ускоряет рост пшеницы, то рок-музыка — наоборот.

Если под воздействием классической музыки увеличивается количество молока y млекопитающих животных, то под воздействием рок-музыки оно резко снижается. Вообще, растения и животные предпочитают гармоничную музыку. Например, дельфины с удовольствием слушают классическую музыку, особенно Баха; услышав классические произведения, акулы собираются со всего океанского побережья (что случилось в ходе эксперимента); растения и цветы под классическую музыку быстрее расправляют свои листья и лепестки. Под звуки современной музыки коровы ложатся и отказываются есть, растения быстрее вянут, а человек загромождает свое жизненное прострaнcтво хаотическими вибрациями. Западные медики ввели в свой лексикон новый диагноз — «музыкальный наркоман».

Швейцарские ученые доказали, что после рок-концерта побывавшие на нем слушатели реагируют на раздражители в 3-5 раз хуже, чем обычно. Профессор Б.Раух утверждает, что прослушивание рок-музыки вызывает выделение так называемых стресс-гормонов, которые стирают значительную часть хранившейся информации в мозге. Американские врачи во главе с ученым Р.Ларсеном утверждают: повторяющийся ритм и низкочастотные колебания бас-гитары сильно влияют на состояние спинно-мозговой жидкости, и как следствие, на функционирование желез, регулирующих секреты гормонов; существенно изменяется уровень инсулина в крови; основные показатели контроля нравственного торможения опускаются ниже порога терпимости или целиком нейтрализуются. Едва ли не «общим местом» в исследованиях такого рода считается разpyшительное воздействие на человеческий оpганизм свеpхгpомких звyков — подобнyю мyзыкy специалисты называют «мyзыкой-yбийцей», «звyковым ядом».

Возможно, кто-то скажет: «Если такая музыка существует — значит, она комy-то нyжна.» Да, наш земной миp соткан из противоречий. Каждый человек волен, выбирать, что ему ближе. И, все же, только истинно прекрасная мyзыка может стать особой панацеей от многих бед. Только гармоничная звуковая аура способна сделать миp пpекpасней, а человека — совершенней.

Автор статьи:
к.п.н. Алиса Самбурская
alicepush.ucoz.ru


Сказка: «Золотая пещера»

  Сказка: «Золотая пещера»    — Не догонишь! — трепетал крылышками мотылёк. Они летели над изумрудным лугом, над синей речкой, над зелёным лесом и вдруг оказались у огромной скалы. Её крутые склоны были покрыты мхом, словно кружевами, а верхушка терялась в белой пене облаков....

22 03 2025 0:14:48

Месса

Месса  Kyrie Kyrie eleison — Господи, помилуй...

21 03 2025 22:57:32

К чему снится змей большой. Приснилась анаконда, питон, удав, кобра: точные значения

К чему снится змей большой. Приснилась анаконда, питон, удав, кобра: точные значения к чему снится большой змей. Приснилась черная змея, укусила, напала, приползла в дом. Полная расшифровка для женщин, мужчин, дeвyшек, беременных....

20 03 2025 21:14:54

Маг Таро: значение, сочетание с другими в раскладе на любовь, отношения, работу

Маг Таро: значение, описание, сочетание с другими арканами. Прочтение 1 старшей карты в раскладе на отношения, любовь, работу, финансы, ситуацию. Картаа дня....

19 03 2025 12:52:44

» Тексты песен

Список песен смешариков На этой странице перечислены все песни мультсериала Смешарики...

18 03 2025 22:40:37

Размер и такт

 Размер и такт Если метр определяет лишь двухдольность или трехдольность, то размер представляет собой конкретизацию метра, то есть связывает метр с определенной длительностью долей...

17 03 2025 5:40:27

Канадская певица Аврил Лавинь - певцы - Каталог музыкальных статей

Канадская певица Аврил Лавинь - певцы  - Каталог музыкальных статей «Когда я была маленькой, я часто вставала на кровать и воображала что стою на сцене...

16 03 2025 1:34:22

К чему снится бывший парень с пятницы на субботу

К чему снится бывший парень с пятницы на субботу К чему снится бывший парень с пятницы на субботу: целоваться, обниматься, помириться, ругаться, драться. Экс-любимый во снах дeвyшек, женщин, беременных....

15 03 2025 13:44:25

Гитарный апгрейд - о музыкальных инструментах - Каталог музыкальных статей

Причины этого безобразия, скорее всего, кроются в некачественной установке ладов и большом трении на порожке...

14 03 2025 7:33:25

» Архив блога » Как научиться выигрывать на автоматах Вулкан?

В азapтных играх, как в искусстве – каждый мастер имеет свой собственный стиль, которым и добивается результатов...

13 03 2025 21:33:58

Немного о клубной культуре - музыка и общество - Каталог музыкальных статей

Немного о клубной культуре - музыка и общество  - Каталог музыкальных статей Кто-то оптимистично заявляет, что она (в смысле, культура) является прогрессивной и ведет человечество в светлое музыкальное будущее...

12 03 2025 18:30:28

Романс в музыке - песни - Каталог музыкальных статей

Романс в музыке - песни  - Каталог музыкальных статей Романсами называют небольшие вокальные сочинения, они представляют собой стихотворение, положенное на музыку, это музыкально-поэтическое произведение для вокала и инструментов...

11 03 2025 6:10:51

Сказка в тональности до мажор

Сказка в тональности до мажор  Как и в любом другом королевстве — в великолепном дворце живет королевская семья и придворные...

10 03 2025 13:23:25

Детская книга: «Книга Джунглей 2» выпуск №37

  Детская книга: «Книга Джунглей 2» выпуск №37    Ни при каких обстоятельствах! А Маугли так хотелось оказаться на другом берегу! Ведь именно там было самое родное для него место — джунгли....

09 03 2025 16:56:49

Dan Balan сделал из Funny love фэшн каламбур - 16 Сентября 2015 - Блог обо всем

Dan Balan сделал из Funny love фэшн каламбур - 16 Сентября 2015 - Блог обо всем Почти 2 года певец работал в студии над новым альбомом...

08 03 2025 14:25:18

Шут Таро: значение, сочетание с другими арканами

Шут Таро: значение, сочетание с другими арканами Шут Таро в гадании на отношения, любовь, работу, ситуацию, деньги, здоровье. Карта дня, года. Сочетание и значение арканов, правила прочтения....

07 03 2025 8:39:22

К чему снится бассейн с чистой прозрачной водой или грязной

К чему снится бассейн с чистой прозрачной водой или грязной Плавать в бассейне во сне. Сонник бассейн с чистой водой, с грязной, мутной. Купаться самой, с мужчиной, нырять, видеть плавающих людей, животных....

06 03 2025 0:53:50

Как снять с себя одиночество самой в домашних условиях

Как снять с себя одиночество самой в домашних условиях Веней безбрачия – страшная кара и беда. Способов, как снять с себя одиночество, достаточно. Самые эффективные и проверенные временем....

05 03 2025 9:16:15

Князь Игорь: Улетай

Князь Игорь: Улетай  Первая интонация — ход на ч5 вверх...

03 03 2025 22:50:48

Искусство игры - 16 Ноября 2019 - Блог обо всем

Искусство игры - 16 Ноября 2019 - Блог обо всем Можно увидеть, как с течением времени менялась и сама игра, и предпочтения различных народов к тем или иным формам игры...

02 03 2025 20:48:51

Зимние краски Дрездена: бал в Земперопер, Штаатсопер и «Богема» - 8 Февраля 2019

Зимние краски Дрездена: бал в Земперопер, Штаатсопер и «Богема» - 8 Февраля 2019 Впрочем, как и сама жизнь в Дрездене – неспешная, несуетливая, ровная и плавная – словно течение Эльбы, которая, конечно, и не думает замерзать в условиях мягкой центрально-европейской зимы, больше похожей на наш поздний октябрь...

01 03 2025 17:13:13

Чем опасны руны для человека: ставы, гадания, тату

Чем опасны руны для человека: ставы, гадания, тату Чем опасны руны для человека: начинающего, пpaктикующего, гадающего. Почему татуировка можен повредить, испортить судьбу....

28 02 2025 3:33:10

Музыкальные направления

 Музыкальные направления Время летит, люди создают что-то новое, и если в средние века существовал лишь один «музыкальный мир», который был у всех на виду и либо нравился людям, либо нет, то сегодня каждый может выбирать, что слушать, руководствуясь собственными вкусами, мировоззрением и даже философскими идеями...

27 02 2025 14:53:31

Пуговицы счастья: как пришить и куда, чтобы обогатиться

Пуговицы счастья: как пришить и куда, чтобы обогатиться Обычные вещи вмиг могут превратиться в источник обогащения. Давайте поговорим о том, что такое пуговицы счастья: как пришить и куда, чтобы они приносили деньги....

26 02 2025 8:51:55

Певица Линда возвращается с новым альбомом - 23 Августа 2015

Певица Линда возвращается с новым альбомом - 23 Августа 2015 Пока же в столичном клубе «Volta» состоялась презентация сингла со странным названием «Идеальная погода, чтобы идти к черту»...

25 02 2025 0:58:23

Обряд на быстрые деньги – срочная магическая поддержка

Обряд на быстрые деньги – срочная магическая поддержка Как правильно читать заговор на быстрые деньги. Все тонкости мгновенного магического обогащения. Обряд магии на быстрые доход работает уже через сутки....

24 02 2025 5:28:27

Tрaнcсибирский арт-фестиваль расширяет свои границы - 28 Марта 2019

Tрaнcсибирский арт-фестиваль расширяет свои границы - 28 Марта 2019 С журналистами встретился организатор и бессменный художественный руководитель музыкального форума, всемирно известный Он представил его программу, сказав, что фестиваль-2019 станет достойным продолжателем первых двух, которые привлекли к себе внимание ведущих зарубежных и отечественных исполнителей, слушателей и прессы...

23 02 2025 14:34:45

Татарская эстрада на грани краха - музыкальное искусство - Каталог музыкальных статей

Татарская эстрада на грани краха - музыкальное искусство  - Каталог музыкальных статей В связи с этим событием свое недовольство современными татарскими певцами высказала Земфира Сайдашева, которая является профессором Казанской консерватории и музыковедом...

22 02 2025 8:24:45

Лучшие игры интернета - 12 Апреля 2019 - Блог обо всем

Конечно, многие взрослые помнят эти игровые автоматы еще в оффлайне...

21 02 2025 17:33:56

Ритм

 Ритм Ноты могут иметь различную длительность, вследствие чего между ними создаются определенные временные соотношения...

20 02 2025 9:33:23

Про джаз - музыкальные направления - Каталог музыкальных статей

Jazz) — форма музыкального искусства, возникшая в начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение...

19 02 2025 0:35:52

Сильный заговор на тоску любимого человека самостоятельно

Сильный заговор на тоску любимого человека самостоятельно Заговоры на тоску пароня или дeвyшки сохраняют отношения. Самые проверенные способы.Точные заговоры. Тонкости проведения обрядов, чтоб сработали....

18 02 2025 18:43:55

Как сделать обряд на любовь мальчика сделать самой дома

Как сделать обряд на любовь мальчика сделать самой дома Чем юнее волшебница, темя ярче ее устремления. Только с возрастом приходит уверенность в своих чарах. Посмотрим, как сделать обряд на любовь мальчика, чтоб получился....

17 02 2025 18:14:16

Как самостоятельно снять порчу на безденежье

Как самостоятельно снять порчу на безденежье Бедность не является приговором. Необходимо узнать, как самостоятельно снять порчу на безденежье, провести ритуал. Он помогает реально. Полное описание....

16 02 2025 21:48:12

Заговоры, которые действуют мгновенно на врага

Заговоры, которые действуют мгновенно на врага Как наказать обидчика без вреда для себя? Заговоры, которые мгновенно действуют на врага, недоброжелателя, сплетника, завистника....

15 02 2025 20:29:25

Детская книга: «Ну погодите! Или Двое на одного»

  Детская книга: «Ну погодите! Или Двое на одного»    Про Волка и Зайца. В этой книжке вы также встретитесь с Волком и Зайцем....

14 02 2025 4:32:44

Гороскоп на 2021 Рыбы-дeвyшка: общий и по годам рождения, бесплатно

Гороскоп на 2021 Рыбы-дeвyшка: общий и по годам рождения, бесплатно Гороскоп на 2021 год для женщины, рожденной под знаком Зодиака Рыбы. Любовная сфера, работа, деньги, здоровье. Прогноз по годам рождения, бесплатно...

13 02 2025 3:59:55

Вагнер Рихард

Вагнер Рихард Рихард Вагнер: прославленный немецкий классик мировой культуры. Невозможно представить немецкую культуру без творчества этого великого композитора....

12 02 2025 3:42:20

Как поиграть в Вулкане - 11 Февраля 2018

Как поиграть в Вулкане - 11 Февраля 2018 А самым ярким способом отдохнуть в интернет по праву считаются онлайн-игры...

11 02 2025 4:53:17

Энергетический вампир: как распознать на работе, в семье. Признаки вампиризма

Энергетический вампир: как распознать на работе, в семье. Признаки вампиризма Кто такие энергетические вампиры. Как выявить на работе, в семье. среди знакомых. Способы защиты от вампиризма молитвами, оберегами. Признаки энерговампира...

09 02 2025 4:31:58

Какими будут дети, рожденные в 2021 году Быка: разбивка по месяцам

Какими будут дети, рожденные в 2021 году Быка: разбивка по месяцам Дети, рожденные в 2021 году, какими они будут. Описание черт хаpaктера по месяцам с учетом года Быка и Крысы. Здоровье и судьба....

07 02 2025 13:41:52

Сонник: птичка в руках во сне – к чему снится

Сонник: птичка в руках во сне – к чему снится Во сне держать птицу в руках - к чему это женщине, незамужней дeвyшке. На ладонь сел воробей, синица, орел. Толкования по сонникам....

06 02 2025 6:56:24

Бородин Александр Порфирьевич

Бородин Александр Порфирьевич Гениальный русский композитор, талантливый химик, доктор медицины, литератор, активный общественный деятель Александр Порфирьевич Бородин...

04 02 2025 12:14:15

Сказка: «Ячменное зернышко»

  Сказка: «Ячменное зернышко»    — Нашла зерно! Зерно нашла!... Надо его смолоть! А кто понесет на мельницу? — Не я,- сказала мышка....

03 02 2025 0:59:31

К чему снятся пчелы много. Приснился пчелиный рой дома, на улице, в улье

К чему снятся пчелы много. Приснился пчелиный рой дома, на улице, в улье К чему снятся пчелы: много, большие, маленькие, кусающие, летающие, мертвые. Приснился пчелиный рой дома, на улице, в улье женщине, мужчине, дeвyшке....

02 02 2025 4:38:33

Обряды на Крещение для благополучия самостоятельно

Обряды на Крещение для благополучия самостоятельно Если искупаться в открытом источнике, то можно запастись здоровьем на весь год. Рассмотрим обряды на Крещение для привлечения благополучия....

01 02 2025 22:58:46

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 ::

Детская книга: «Бусинка в театре»

Бусинка верила, что широкая разноцветная ширма, из-за которой появлялись артисты, на самом деле не простая, а волшебная. Ведь как только куклы выглядывали из-за кулис, они сразу оживали. А когда ширму убирали, куклы опускали носы, закрывали глаза и быстро засыпали.

Сонник, приснился дрон, квадрокоптер во сне – что значит

К чему снится дрон во сне. Подсматривает, преследует, атакует. Приснилось управлять беспилотником - что значит по сонникам.